Четверг, 28.03.2024, 11:53
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Детские болезни

Плоскостопие у детей и его лечение с помощью упражнений

Плоскостопие бывает у детей разного возраста, а также у взрослых. Эта деформация нередко сопровождается болевыми ощущениями, которые негативно влияют на общее состояние организма и ограничивают его физиологические возможности. Особенностью плоскостопия является ее неуклонное прогрессирование.

Под плоской стопой обычно понимают сплющивание продольного свода стопы. Проявления плоскостопия различны и зависят от степени и характера ее развития (быстрый или медленный), возраста, профессии и т.п.. Тяжелые формы плоскостопия требуют длительного лечения.

Гипотеза, слишком резко разрывающая с прошлым и нарушающая все наши предвзятые мнения, никогда не будет признана за истинное объяснение нового явления.

Возникновение плоскостопия обусловлено различными причинами. У части детей она врожденная и проявляется почти сразу после рождения. Плоскостопие может быть одно-или двусторонним. Иногда снижение свода стопы зависит от паралича мышц голени, сухожилия которых поддерживают нормальную высоту свода стопы. Это может, например, наблюдаться при детском параличе. Как в первом, так и во втором случае ребенку нужна специализированная медицинская помощь (назначение специальных стелек, которые поддерживают свод, и специальной обуви, а в некоторых случаях показано и оперативное лечение). Еще реже плоскостопие развивается после травмы (перелома) костей стопы и голени. Чаще всего она возникает от статического перегрузки нижних конечностей.

В литературе копированием не достигается сходство.

Итак, различают врожденную и приобретенное плоскостопие. Врожденное наблюдается редко. Оно возникает от эмбрионального развития, иногда сочетается с другими дефектами.

Приобретенное плоскостопие может иметь одну из трех форм: травматическое, паралитическое и статическое. Некоторые авторы выделяют и четвертую форму Рахитичную, при которой у детей с проявлениями рахита вследствие мягкости костей и их пониженной сопротивляемости массе тела стопа сплющивается.

Морщины должны быть только следами прошлых улыбок.

Травматическая плоская стопа являются следствием травмы или переломов костей стопы. Это плоскостопие обычно одностороннее.

Паралитическая плоская стопа у детей развивается вследствие паралича мышц, поддерживающих своды стопы: связочно-сумочно и костный аппараты не выдерживают постоянной нагрузки тела, что приводит к уплощение сводов стопы.

Из всех видов приобретенной плоскостопия статическая привлекает наибольшее внимание, так как она зачастую влечет болезненные ощущения, а иногда приводит к снижению работоспособности. Основной причиной этого вида плоскостопия является хроническое перегрузки стоп, сочетание с несостоятельностью мышечного аппарата. Причина несостоятельности мышц, очевидно, обусловлено рядом обстоятельств. С одной стороны, непосильными требованиями, которые относятся к мышцам чрезмерной нагрузкой (значительной массой тела и постоянным переносом веса без отдыха мышц), с другой стороны, не менее важное значение имеет наследственная слабость мышц и неблагоприятные условия для их развития . Чтобы сохранить равновесие при статической плоскостопия, человек искусственно изменяет положение центра массы, расставляя шире ноги и разводя стопы до угла 60 ° и более, а это, в свою очередь, увеличивает нагрузку внутренней части стоп, и способствует развитию плоскостопия.

Никогда не следует поступать дурно при свидетелях.

Прогрессирующее снижение продольного свода вследствие повседневной отягощение стоп массой тела с возрастом проявляются в их уплощение. Склонность к снижению свода стопы начинает замечаться в первые годы после роста скелета. Ускоряет развитие плоскостопия у детей, увеличение массы тела, связанное иногда с ожирением. Перегрузка стопы может возникнуть и тогда, когда дети часто носят груз. Помимо плоскостопия, в таких случаях у ребенка может развиться нарушение осанки.

Никто не думает, что он выглядит на все свои годы.

Неблагоприятные условия для функционального состояния сводов стопы создаются при перегрузке нижних конечностей слишком длительным стоянием. Несмотря но то, что во время ходьбы мышцы ног меньше устают, чем при долгом стоянии, длительные прогулки и бег по твердой почве могут привести к развитию плоскостопия, особенно у детей, ослабленных каким-либо заболеванием. Поэтому нужно ограничить продолжительность ходьбы ребенка, особенно по асфальту, в обуви с мягкой подошвой, например тапочках. Поскольку верх свода стопы несколько сплющивается, надо избегать перегрузки ног ребенка в конце дня.

Смазку получает то колесо, которое громче скрипит.

Определенное влияние на форму стопы имеет ее положение во время ходьбы. Привычка ходить, широко расставляя ноги и разводя носки стоп, способствует переносу нагрузки на внутренний край стоп, также способствует развитию плоскостопия. Поэтому нужно приучать детей при ходьбе ставить ноги нешироко, с более параллельным положением стопы. Во время стояния надо равномерно распределять массу тела на левую и правую ногу. Возникновению плоскостопия у взрослых способствуют и некоторые профессии, связанные с длительным ношением грузов (грузчики, молотобойцы, кузнецы и др.)., А также длительное ежедневное пребывание на ногах (почтальоны, курьеры), особенно в малоподвижной позе (печатники, пекари , продавцы и др..). Итак, плоскостопие часто имеет профессиональный характер.

Природа не терпит неточностей и не прощает ошибок.

Кроме слабого физического развития мускулатуры нижних конечностей, плоскостопие приводит к малокровию, варикозному расширению вен, тромбофлебита. Особенно вредным может быть нерациональное обувь для детской стопы, где еще не закончилось окостенения и не сформировались основные апофиз. В частности, до 10 лет, то есть пока не скостение пяточный бугор, пятка требует прочной фиксации. Если этого нет (ношение босоножек), пяточная кость может терять нормальное расположение, вследствие чего возникает стойкая плоскостопие.

Сколько в человеке доброты, столько в нем и жизни.

Степени плоскостопия

Клинически различают три степени плоскостопия. При плоскостопии I степени сплющивания внутреннего продольного свода заметен только при нагрузке: он быстро исчезает в сидячем или лежачем положении. При этой степени плоскостопия уменьшается способность стопы отталкиваться от пола, а нагрузка на участок свода несколько увеличивается; периодически наблюдается быстрое утомление, слабо выявлены боли в области передней поверхности голени и в стопе. Боль при этой форме плоскостопия постоянная.

Каждый святой бывает скептиком хотя бы раз в день.

Первоначальную форму плоскостопия трудно распознать. При несоблюдении мер профилактики она может перейти в более проявленное, которая характеризуется тем, что в момент нагрузки на стопу продольная выемка стопы становится менее глубоким. В отдельных случаях родители обращают внимание на то, что обувь, во время примерки было ребенку по ноге, вскоре становится тесной во время ходьбы. Это зависит от того, что с сплющиванием стопы несколько увеличивается ее длина.

Наказать одного человека должно действием, а при наказании целой толпы можно ограничиться только словами.

При плоскостопии II степени боль более постоянна, она усиливаются при ходьбе и стоянии, особенно в конце дня, после отдыха стихает. Чаще всего боль бывает в области подошвы, вокруг внутреннего края пятки, под внешней или внутренней лодыжкой, в мышцах голени и нередко иррадиирует вверх к ягодицам и пояснице. На конец дня может быть отек тыла стопы и в области сустава, который после отдыха исчезает. Стопа относительно удлиняется, в средней части расширяется; пяточный участок также несколько расширен, свод стопы вдоль опущена.

Слава – это яд, полезный только в небольших дозах.

Вся стопа повернута наружу, через кожу ясно определяется ладьевидная кость.

Третья степень плоскостопия отличается резко выраженной деформацией стопы и фиксацией ее во вредном положении. Площадь опорной поверхности стопы значительно больше, чем у здоровых людей. Стопа вместе с пятой развернута наружу. Поперечный свод резко сплющенн. Больные жалуются на боль во всей ноге и в поперечном отделе позвоночника. Походка у них неуклюжая, они усиленно разводят в стороны носки, не могут быстро бегать; активные и пассивные движения в суставе стопы ограничены. Кроме указанных признаков, эта форма плоскостопия сопровождается изменениями в положении пяточной кости, а именно ее отклонением наружу, что можно обнаружить при внимательном осмотре сзади.

Нравственность должна быть полярной звездой науки.

Эти изменения в старшем возрасте не только значительно снижают трудоспособность больных, но при профессиях, которые предъявляют повышенные функциональные требования к нижним конечностям, лишают таких лиц возможности работать. К заболеванию нередко присоединяются деформирующий артроз, перерастяжение связочного аппарата, невриты, которые приводят к различным трофическим расстройствам с вторичным отклонением большого пальца наружу и т.д.. Очень убедительным фактом, который свидетельствует о необходимости немедленных профилактических мер в борьбе с плоскостопием, является угрожающее распространение его у детей.

Грандиозные вещи делаются грандиозными средствами.

Профилактику плоскостопия надо начинать с первых лет жизни ребенка. Она должна заключаться в выработке правильной походки, тренировке выносливости к долгому хождению, в гигиене движений вообще. В режим дня детей для предотвращения плоскостопия обязательно надо включить занятия утренней гигиенической гимнастикой. Выполняя комплекс физических упражнений, ребенок укрепляет различные мышечные группы конечностей, в том числе мышцы, которые активно участвуют в поддержании нормальной высоты свода стопы. Для укрепления свода стопы и удержания его в несколько приподнятом положении ребенок должен сгибать пальцы стопы, поворачивать ее внутрь, а также приближать носок одной ноги к другой.

Творец книги – автор, творец ее судьбы – общество.

Влияние перечисленных упражнений основывается прежде всего на том, что напряжение мышц способствует приближению переднего отдела стопы (носка) к заднему (пяточный участок), то есть способствует углублению свода стопы.

Когда ребенок поднимает внутренний край стопы («Клим»), то напрягаются мышцы, которые поддерживают своды и не дают ему опускаться. В результате движения стопы и сгибания пальцев постепенно укрепляются соответствующие мышцы, а также повышается их тонус, напряжение мышц, которые удерживают кости стопы во взаимном соприкосновении и препятствуют развитию плоскостопия. Положительно влияет также хождение по неровной поверхности, по песку, на цыпочках, по наклонной плоскости, прыжки в длину и высоту, бег, игра в баскетбол, плавание и другие упражнения. Кроме гимнастики, укрепления соответствующих мышц голени и стопы можно достичь, выполняя отдельные упражнения (в форме самостоятельного задания под контролем старших). Разработан цикл упражнений для профилактики плоскостопия, а именно: приведение стоп внутрь из положения ребенка сидя, захвата и сдерживания стопами мяча, захвата пальцами небольших предметов, например булавки, карандаша.

То, что умерло как реальность, живо как назидание.

Чтобы дети младшего возраста лучше выполняли гимнастические упражнения, последним нужно выполнять следующие упражнения приведения стоп «подгребать песок ногами», хождение на наружном крае стопы «косолапый мишка», подтягивание коврика пальцами ног «гусеница».

Одно или два из упомянутых упражнений ребенок должен выполнять 2-3 раза в день, повторяя 10-12 раз.

Надежда – лучший врач из всех, какие мне известны.

Опытный преподаватель в урок физкультуры обычно включает упражнения, направленные на укрепление связочно-мышечного аппарата стопы. Детям полезно, особенно в школе, выполнять следующие упражнения: захватывать и удерживать стопами мяч, стоять на бревне или набивном мяче (например приседать, придерживаясь руками за гимнастическую стенку, стоять на медицинском мяче, обхватив его стопами)

Терпение – добродетель бессильного и украшение сильного.

Неправильная практика освобождения от физкультурных занятий детей со слабыми мышцами ног, тех, которые быстро устают от хождения и у которых намечается плоскостопие. Таким детям рекомендуется регулярно заниматься физкультурой в школе, уделяя особенно большое внимание укреплению мышц ног. Надо только помнить о том, что не следует перегружать ребенка длительными походами, долгим стоянием.

Этими жалкими побрякушками можно управлять людьми!

В процессе обычной ходьбе по ровной дороге, асфальта мускулатура ног ребенка укрепляется недостаточно. Вместе с тем, как отмечалось выше, длительное хождение по твердой почве в обуви с мягкой подошвой или босиком может привести к развитию у ребенка плоскостопия. Для всестороннего укрепления мышц голени и мышечно-связочного аппарата стопы особенно полезно систематически заниматься такими спортивными упражнениями, как плавание, велоспорт, хождение на лыжах.

Нет прикладных наук, есть только приложения науки.

Людей с признаками плоскостопия, которые жалуются на боли и быструю утомляемость ног, не следует перегружать туризмом, далекими экскурсиями, альпинизмом.

Когда намечается плоскостопие, детям рекомендуются для укрепления и углубления свода стопы такие упражнения, как лазание по канату и шесту, хождение по бревну.

Особенно полезно при начальной степени плоскостопия, хождение по бревну босиком.  В этом случае в момент нагрузки, когда нога вязнет в почве, ком земли  подпирает и поддерживает свод стопы. Полезно также непродолжительное хождение по только скошенной траве или гальке на берегу моря. В таких случаях колючая или неровная поверхность заставляет ребенка согнуть пальцы и перенести нагрузку преимущественно на внешний край стопы, что создает условия для тренировки мышц при разгрузке свода стопы. Для укрепления мышц ног, кроме упомянутых упражнений, определенное значение имеет непродолжительное хождение по неровной (обычной) местности.

Бессмертие состоит в работе над чем-нибудь вечным.

Для предотвращения плоскостопия полезна такая простое упражнение, как подъем на всмятку горку с соединенными носками ног. Среди средств, направленных на предупреждение возникновения и увеличению плоскостопия, особое место занимает массаж.

Массаж очень полезен в тех случаях, когда ребенок жалуется на усталость, тяжесть в ногах, а также боль в области передней поверхности голени и стопы. Массаж, помимо успокаивающего действия, способствует устранению застойных явлений в нижних конечностях и укрепляет мускулатуру.

Только два сорта и есть, податься некуда: либо патриот своего отечества, либо мерзавец своей жизни.

При определенной настойчивости нетрудно овладеть техникой основных приемов массажа, поглаживание, которое особенно благоприятно влияет на кровообращение и уменьшает боль растирание, имеющего в основном рассасывающее действие; разминание и постукивание, укрепляющие мускулатуру. Перечисленные приемы массажа можно проводить разными способами.

Поглаживание  следует делать ладонной поверхностью кисти, плотно прижимая ее к поверхности кожи, а растирание- ладонной поверхностью кисти или кончиками пальцев.

Иные думают, что старую любовь надо выбивать новой любовью, как клин клином.

Постукивания нужно проводить легко, разведенными пальцами, так, чтобы не вызвать у ребенка болевых ощущений. При плоскостопии надо массировать преимущественно внутреннию поверхность голени и подошвенную поверхность стопы в направлении от голеностопного до коленного сустава и от концов пальцев к пяточной области.

Следует иметь в виду, что при несвоевременной смене обуви с ростом ноги ребенка может развиться искривление пальцев (отклонение большого пальца наружу и согнутое положение остальных пальцев). Неправильное положение пальцев и давление на них кожи туфля (ботинка) приводит к появлению мозолей, которые вызывают боль во время ходьбы.

Отсутствующие всегда не правы, когда возвращаются.

Во время примерки обуви сидя может казаться, что оно в меру, а после недолгого ношения оказывается тесной. Это зависит от того, длина стопы (особенно при недостаточно прочном связочном аппарате) может изменяться в момент нагрузки на ногу. Поэтому надо тщательно примерить обувь и вовремя с ростом ноги ребенка заменять на большую.

Правильно подобранная обувь не должна сдавливать ноги ребенка и сжимать ее пальцы.

Лицемерие в любви – одно из общественных бедствий.

Следует помнить и о том, что чрезмерно свободная обувь также негативно влияет на стопу: могут возникнуть потертости, мозоли. Важно знать, что пятка должна быть плотно охвачена каблуком ботинка. При свободном ее положении сначала может произойти искривление заднего отдела стопы, а затем развиться плоскостопие.

Определенное влияние на свод стопы имеет также рельеф поверхности стельки. Желательно, чтобы стелька определенной степени повторяла форму подошвенной поверхности стопы. Подошва должна быть гибкой, чтобы стопа изгибалась. Поэтому не следует покупать обувь с очень жесткой не гибкой частью подошвы, которая прилегает к каблука.

Именно самих себя мы прославляем в обличии других.

На положение стопы и распределение нагрузки на различные ее отделы во время стояния и хождения влияет наличие каблука и его высота. Если нет каблука, нагрузка на продольный свод стопы будет больше. Когда есть небольшой каблук типа «школьного», продольный свод стопы будет до некоторой степени разгружаться (за счет преимущественного нагрузку на передний отдел стопы). Поэтому когда намечается плоскостопие, чтобы предотвратить, детям рекомендуется носить обувь с небольшим каблуком.

От человека, которого невозможно развеселить, добрых дел ждать не приходится.

Следует иметь в виду, что  развитию плоскостопия приводит также и продолжительное перегревание стопы, которое приводит к расслаблению связочного аппарата.

Такие условия создаются при длительном пребывании детей в теплом помещении в обуви, обшитой войлоком, мехом, или в валенках. Зимой необходимо, чтобы ребенок, придя с улицы в комнату, заменил теплую обувь на обычную. Родителям следует также помнить о нежелательности длительного пребывания детей в резиновой обуви (кеды, резиновые туфли и т.п.), предназначенном в основном для кратковременного пользования при занятиях некоторыми видами спорта.

3. Идти от известного к неизвестному по аналогии .

Вышеперечисленные вредные факторы при недостаточно прочной мускулатуре нижних конечностей негативно влияют на состояние стоп ребенка.

При появлении первых симптомов плоскостопия нужно предотвратить дальнейшее ее прогрессирование, пользуясь профилактической обувью. Основное требование к такой обуви наличие прочной выкладки, которая поддерживает свод и тем самым предотвращает его прогибу. Создав в обуви такое приспособление, которое заполняет нишу внешнего свода, мы предохраняем мышцы и связочный аппарат от перерастяжения, а стопу от деформации.

Брак должен быть бесконечным взаимным воспитанием.

Конструкция приспособления для выкладки свода в профилактической обуви или вкладных стельках (супинаторы) должна предусмотреть сохранение рессорной функции стопы. Супинаторы или профилактическая обувь назначаеться врачом при начальных формах плоскостопия и плоскостопия II степени, когда продольный свод формируется и постоянно поддерживается в нормальном положении.

Агитатор владеет словом. Художником владеет слово.

При плоскостопии III степени назначают специальную ортопедическую обувь, которая производится индивидуально на протезных заводах.

Исследования многих авторов свидетельствуют, что плоскостопие у детей раннего возраста является ложным: это лишь утолщение подкожной жировой клетчатки на подошвенной поверхности стопы.

Итак, плоскостопие у детей раннего возраста можно трактоваться как физиологический этап формирования продольного свода стопы. При этом в возрасте до трех лет низкий свод следует считать нормальным явлением, которое не требует никаких профилактических мероприятий, и только наличие низкого свода на четвертом-пятом году жизни должно быть основанием для назначения различных лечебных мероприятий, так как в этом возрасте плоскостопие нужно расценивать как задержку в развитии свода стопы, которая требует полного комплекса профилактических и лечебных мероприятий, включая ношение супинаторов или профилактического обуви.

Бессмертие – единственное, что не терпит отсрочки.

Итак, в основе профилактики плоскостопия лежат: во-первых, укрепление мышц, сохранение свода, во-вторых, ношение рациональной обуви, в-третьих, ограничение нагрузки на нижние конечности.

Для осуществления первой задачи особое место занимают физические упражнения. Программы в детских дошкольных учреждениях и общеобразовательных школах достаточной степени насыщены упражнениями, которые укрепляют опорно-двигательный аппарат нижних конечностей (ходьба, бег, прыжки, приседания, плавание, спортивные игры и др.)., Что, безусловно, способствует повышению выносливости нижних конечностей. Однако использование 2-3 специальных упражнений в начале, в середине и в конце физкультурных занятий обязательна.

Автор текста Т. Григорьева

Категория: Детские болезни | Добавил: phededi (03.04.2013)
Просмотров: 1165 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: